Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Главная » 2021 » Октябрь » 28 » Транспорт в художественной литературе
17:33
Транспорт в художественной литературе

Средства передвижения занимают особое место в литературе. Кроме того, что они придают динамичность сюжету, их описание характеризует место действия, эпоху, помогает визуализировать историю. Одни авторы относились к машинам как к предметам роскоши, другие упоминали их как деталь, третьи использовали как инструмент для создания определенных ситуаций. Привычка упоминать средства передвижения в прозе осталась у людей еще с античных времен. Ведь тогда обязательно описывались повозки, лошади, слоны и ишаки, чтобы объяснить, насколько герой торопился к цели и сколько ресурсов вез с собой. Русская классическая литература многогранна и необыкновенно глубока. Темы и проблемы, затронутые в ней, охватывают все сферы человеческой жизни, все стороны и уголки человеческой души. В.Г. Белинский называл русскую литературу «энциклопедией русской жизни». Так, начало 19 века – это эпоха телег, кибиток, лошадиных упряжек. Еще герой Н.М. Карамзина из «Писем русского путешественника» отправлялся в свое путешествие по разным странам в кибитке – «телеге или санях с крытым верхом». В те далёкие времена конные экипажи на колёсах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на близкие и дальние расстояния. Состоятельные люди передвигались в собственных экипажах, это называлось ездить «на своих», или «на долгих». Именно таким способом добиралась героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина до Москвы из своего поместья. Гораздо быстрее можно было ехать на казённых лошадях, меняя их на почтовых станциях. Таким способом мчался к умирающему дяде другой герой этого романа Евгений Онегин. Время Пушкина - эпоха телег и колясок. Поэт, отражая окружающую его реальность, связал воедино человеческую жизнь и телегу в метафоре «телега жизни». В одноименном стихотворении поэт уподобляет жизнь езде на телеге. Неумолимый ямщик – время – везет телегу жизни. Время не остановится, не сделает передышки, паузы. Поэтому человеческая жизнь пролетает быстро («телега на ходу легка»), несмотря на все тяготы и заботы, которые могут ее сопровождать. С помощью эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм быстротечности человеческой жизни. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» основным средством передвижения главного героя – Петра Гринева – служит кибитка, та же самая телега, только с крытым верхом. Это транспортное средство, простое, «без претензий», символизирует, на мой взгляд, людей того времени. Они привыкли жить по старинке, руководствуясь патриархальными законами и традициями. Их темп жизни соответствовал скорости телеги – медленной, размеренной, спокойной. И люди были счастливы, живя такой жизнью. Но исторический вихрь вмешался в жизнь, разрушив привычные устои, каноны, судьбы. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя мы встречаемся с другими видами повозок. Так, поэма открывается эпизодом, когда на постоялый двор города N въезжает бричка – «легкая полукрытая повозка». В ней в город въехал главный герой произведения – Павел Петрович Чичиков. Это средство передвижения в какой-то степени, как мне кажется, передает характер героя: легкий на подъем и различные авантюрные идеи, более подвижный, современный. Ведь Чичиков в романе является олицетворением новой силы, нового общественного класса, зарождающегося в России, – капитализма. Тройка символизирует саму Россию, несущуюся вдаль. Куда? Зачем? Что ждет ее впереди? Эти вопросы автор оставляет без ответа. Он бы и сам хотел узнать будущее своей Родины, но оно покрыто мраком и для автора. Знаменательно, что в этой тройке едет Чичиков, вернее, уже не едет, а несется вдаль во всю прыть. Тем самым Гоголь показывает, что будущее страны - за такими дельцами, авантюрными предпринимателями, как этот герой. Вторая половина 19 века - время ускоренного развития техники, промышленного бума, время новых идей. Начало этой эпохи отразил в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В первой же главе мы встречаем упоминание тарантаса – «четырёхколёсной конной повозки на длинных дрогах (продольной раме), уменьшающих дорожную тряску в длительных путешествиях. На этой повозке в деревню к отцу приезжает Аркадий Кирсанов и привозит погостить своего друга – Евгения Базарова. 6 апреля 1899 года в Москве был пущен первый электрический трамвай. Его появление на улицах воспринималось как чудо. Стремительно он ворвался и в культуру XX века, став символом новой, быстро развивающейся эпохи, прогресса и, как ни странно, смерти. Одним из авторов, в текстах которого часто упоминается трамвай, стал В. В. Набоков. Франц, герой романа «Король, дама, валет» (1928 год), по номеру трамвая (чет/нечет), гадает умрет ли его возлюбленная Марта. Но по иронии судьбы мимо проносится трамвай без номера и с заколоченными окнами. Именно в трамвайном вагоне совершает свою последнюю поездку шахматист Лужин (роман «Защита Лужина», 1929 год) за несколько часов до самоубийства. С помощью этого транспорта демонстрирует свою силу женщина-черт в набоковской «Сказке» (1926 год): «Видите, вон там через улицу переходит господин в черепаховых очках. Пускай на него наскочит трамвай». В текстах Набокова метафорический образ трамвая почти всегда соседствует с мотивом смерти и неизменно включен в мистический контекст. Самое, пожалуй, эффектное появление трамвая в художественных текстах — это эпизод гибели Берлиоза в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Разлитое Аннушкой масло и отрезанная голова стали культовыми образами в литературе. Трамвай на Патриарших появился без пассажиров, кондуктора, ведомый красавицей-комсомолкой в алой повязке, эдакий «Летучий голландец». Выехал он бесшумно, неожиданно и «внезапно осветился изнутри электричеством», а через несколько секунд всегда осторожный Берлиоз вдруг оказался под его колесами. Еще один литературный герой, для которого возникающий в тексте образ трамвая связан со смертью, — это доктор Живаго, главный герой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Постоянно ломающийся трамвай в буквальном смысле везет Живаго в последний путь. Доктор все-таки успевает выскочить из своего метафорического гроба на мостовую, но еще внутри вагона он понимает, что «сорвал что-то в себе, что он наделал что-то роковое». «Вон из земного мира» уносятся трамваи и в рассказе «Дракон» Е. И. Замятина(1918 год). Сам же «дракон» (маленький озлобленный красноармеец), которого автор со злой иронией называет «проводником в Царствие Небесное» временно «существовал» на трамвайной площадке. Именно в этой точке, на площадке, герой вершит судьбы живых существ: спасает от лютой смерти в мороз воробушка и рассказывает о том, что недавно отправил на тот свет человека с «интеллигентной мордой». В крошечном метафоричном рассказе Замятин показал трагедию революционного города, который, подобно упомянутому в тексте трамваю, несется в неизвестное. Что же касается Н. С. Гумилева, то «Заблудившийся трамвай» — стихотворение, ставшее знаменитым после смерти поэта, — было воспринято современниками как пророческое. Ирина Одоевцева вспоминает, что Гумилев рассказывал о его создании: «Поздравить вы меня можете с совершенно необычайными стихами, которые я сочинил, возвращаясь домой. И так неожиданно. — Он задумался на мгновение. — Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шел по мосту через Неву — заря, и никого кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на розовой заре. Я остановился. Меня что-то вдруг пронзило, осенило. Ветер подул мне в лицо, и я как будто что-то вспомнил, что было давно, и в то же время как будто увидел то, что будет потом». В 1837 году в России пустили первый поезд по дороге, соединившей Царское Село с Петербургом. С тех пор паровые машины наряду с кибитками и перекладными стали важной частью литературы. Поначалу поезда казались простым людям чудовищами: например, странница Феклуша в «Грозе» А. Н. Островского весьма реалистично для того времени ужасалась «огненному змию». Зловещая атмосфера окутывала поезда и по другой причине: при строительстве дорог умирало очень много рабочих, их хоронили вдоль прокладываемой трассы. Одной из самых гибельных для строителей была железная дорога между Москвой и Петербургом. Н. А. Некрасов посвятил ей одноименную поэму, где в лунном сиянии мчался в поезде мальчик Ваня и видел жуткий сон: Тень набежала на стекла морозные... Что там? Толпа мертвецов! То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. А для многих массовый страх перед поездами был возможностью показать собственную удаль. Подросток Коля из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на спор лег между рельсами и лежал ничком, пока над ним на всех парах несся поезд. «Засверкали из тьмы два красные фонаря, загрохотало приближающееся чудовище. «Беги, беги долой с рельсов!» — закричали Коле из кустов умиравшие от страха мальчишки». И хотя Коля с перепугу лишился чувств, «слава «отчаянного» за ним укрепилась навеки». Так же поступали и некоторые смельчаки в реальной жизни. С темой смерти поезда были связаны неразрывно: новый транспорт оказался для многих способом покончить с собой. Благодаря Л. Н. Толстому образ паровоза-убийцы стал знаковым для русской литературы. Анна Каренина была самой известной жертвой поезда. А писатель Л. Н. Андреев в юности и сам лег под поезд из-за несчастной любви, но, к счастью, остался в живых. Однако в его рассказе «Молчание» трагичную судьбу Карениной разделила дочь священника Вера: «Более не видали ее живою, так как она в этот вечер бросилась под поезд, и поезд пополам перерезал ее». Лев Толстой, внимательно читавший рассказы Андреева, всегда хвалил «Молчание». Редкий автор в XIX веке обходился без описаний станционной и вагонной суеты. Еще в 1862 году Н. С. Лесков в серии дорожных очерков писал, как незадолго до прибытия все бежали пить чай, «но до чая дотолпиться нельзя, и половина пассажиров несолоно хлебавши возвращается в свои вагоны. Когда сборы и проводы оставались позади, пассажиры устраивались поудобнее и начинали разглядывать тех, кто ехал рядом.

Герой рассказа А. П. Чехова «В вагоне» был окружен чехардой персонажей: вокруг были старушонки с котомками, пыхтящий крестьянин, косарь в цилиндре, гимназисты с папиросами. Там же храпел судебный следователь, рядом с ним дремала хорошенькая девушка, а «под скамьями спит богатырским сном народ». Не все попутчики героев русской литературы оставались мимолетными образами — с кем-то герои вступали в разговор, особенно если путь предстоял неблизкий. Так познакомились в вагоне Анна Каренина и мать Вронского, а в рассказе А. И. Куприна «На разъезде» завязался роман между путешественником и его случайной замужней спутницей. В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» беседа в утреннем поезде, который «на всех парах подходил к Петербургу», свела главных героев — князя Мышкина и купца Рогожина. Говорили уже не от скуки и не для того, чтобы убить время — к неторопливой беседе располагала сама обстановка. Люди вели разговоры обо всем на свете в призрачных сумерках вагона под тихий звон колес, не видя друг друга, но чувствуя, как растет близость и нежная приязнь. Убаюканные стуком колес, пассажиры словно оказывались вне времени и пространства. И если поговорить было не с кем, то всегда можно поразмышлять — о себе, о жизни, о прошлом и грядущем. После появления в 1885 году повсеместно используемого сегодня бензинового двигателя внутреннего сгорания, автомобиль стал одним из самых распространенных средств передвижения. В России они появились в самом начале ХХ века, и вскоре мы находим это слово на страницах русской литературы – уМ. Горького, А. Куприна, И. Бунина. Наряду с «автомобиль» у Бунина употребляются слова «экипаж» и привычное для нас «машина», а у А.А. Блока в этом значении применяется слово «мотор» в стихотворении «Шаги командора»: Пролетает, брызнув в ночь огнями, Чёрный, тихий, как сова, мотор. В современной и классической литературе довольно часто можно встретить описание автомобилей, которые символизируют власть, богатство и статус и помогают читателям лучше понять характер истории. Кроме того, автомобили географически переносят героев с места на место. Иногда автовладельцы в рассказах, романах и повестях покупают запчасти для своих машин или ухаживают за внешним видом «железного коня». Все зависит от времени, которое описывается в произведении, и от сюжетной линии. Автомобили были неотъемлемыми атрибутами многих литературных персонажей, которых мы и сегодня знаем и любим. В «Трех товарищах» Эриха Марии Ремарка упоминается некий «Карл». Точная модель машины не указана, известно лишь то, что это был очень старый автомобиль с высоким поржавевшим кузовом. Один из героев установил на него спортивный двигатель. Получилось забавное несоответствие между внешностью автомобиля и его возможностями. В производственном романе Артура Хейли «Колеса» рассказывается об автомобильной промышленности Детройта и о людях, которые словно винтики в этом большом механизме, перемалывающим и калечащим человеческие судьбы. Концерн, производящий автомобили, рассматривается со всех сторон: от разнорабочего до руководителя. В детективной повести Себастьяна Жапризо «Ловушка для Золушки» машина становится подарком. Fiat 1500 подарили главной героине и машина фигурирует на протяжении всей книги. «Лорен-Дитрих» Антилопа Адама Козлевича в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова сыграл очень важную роль. Без «Антилопы» было бы сложно представить развитие сюжета. Оба будущих знаменитых писателя родились в Одессе, скорее всего именно поэтому Остап Бендер, хоть и называет себя сыном турецкоподданого, в "12 стульях" тоже одессит. Наверное, это было первое произведение в СССР, где столько времени уделялось именно автомобилю. Антилопа была главным действующим лицом. Шофёр Козлевич утверждал, что это именно «Lorraine-Dietrich». Но давайте вспомним саму книгу. Авторы описывают это транспортное средство как нечто собранное с миру по нитке. Адам Казимирович Козлевич просто слепил эту самобеглую коляску самостоятельно, а авторы прилепили на его радиатор запавшую еще в детстве эмблему. Можно привести еще множество примеров упоминания автомобилей в художественной литературе – как популярных, так и незаслуженно забытых. Но в каждой книге роль самодвижущихся повозок или спортивных болидов очень серьезно отличается. Одним из первых автомобилей, появившихся в американской литературе, стал классический Ford Model T (Жестяная Лиззи) в книге Кеннета Грэма «Ветер в ивах», вышедшей в 1908 году—в год выхода на рынок модели Т. В "Семнадцати мгновениях весны" есть кое-что про «Хорьх» Штирлица. В частности, говорится, что у него усиленный мотор. Есть эпизод и связанный с покрышками: «Дальше дорога была открытой, и Штирлиц дал полный газ. Он знал, что крутые повороты сильно "едят" резину, он знал, что покрышки сейчас стали дефицитом, но все равно он очень любил крутые виражи, так, чтобы резина пищала и пела, а машина резко при этом кренилась, словно лодка во время шторма». В. П. Аксенов любил детально упоминать разные машины во многих своих произведениях, начиная от "Острова Крым", где у главного героя Лучникова спортивный автомобиль «Питер-турбо». Сам он был страстный автомобилист и даже в больницу перед смертью попал, потеряв сознание за рулем Форда. Найдется не так много литературных произведений, героем которых является… автомобиль. Одним из первых стал роман французского писателя Октава Мирбо, изданный под названием «628-Е8». А началось все 110 лет назад. Этот роман появился благодаря путешествию из Франции в Голландию, проделанному писателем весной 1905 г. Название произведения – номерной знак автомобиля, принадлежавшего ему. Объясняя причины столь экстравагантного поступка, Мирбо высказал далеко не бесспорное мнение: «Машины кажутся мне произведениями воображения гораздо большими, чем книги, статуи и картины». До него эта «парадоксальная» мысль не приходила в голову никому. А посему «628-Е8» стал первым литературным произведением, где механический экипаж предстал не только в образе одного из героев, но и предлагается в качестве символа эпохи. После выхода романа разразилась череда громких скандалов, но вызваны они были не разоблачениями автора, а тем, что не все коллеги и читатели Мирбо согласились, что машина имеет не меньшее право стать героем романа, чем человек. И сам роман, и автомобиль как таковой стали мишенью для критики. Одним из первых стал писатель Пьер Лоти, назвавший автомобилистов «обожравшимися богачами, ведущими себя хуже разбойников с большой дороги». Однако далеко не все деятели культуры присоединились к хулителям романа. Писатель и журналист Мишель Кордэ, например, провозгласил себя «одним из ярых защитников автомобиля». Он писал: «Никто так, как я, не верит в его (автомобиля) возрождающую миссию, в его счастливое влияние на все виды деятельности». За автомобиль выступил и Марсель Пруст, написавший после своего турне в Нормандию летом 1907 г. «Впечатления от поездки в авто». Необычной героиней стала машина в книге Стивена Кинга «Кристина». Как быть, если ты влюбился сразу и наповал? Ты счастлив до безумия, тебе отвечают взаимностью, но... Но вот ни родители, ни друзья почему-то не разделяют твоего восторга. Ах, да... Ведь ты влюбился в машину... И твои мысли, что вы должны принадлежать друг другу, всем кажутся дикими и неправдоподобными. Кто-то проникся к машине недоверием, кто-то испытывает жуткий страх, а кто-то даже решился уничтожить ее. Но вскоре и близкие, и враги поймут, прочувствуют на своей шкуре, что случается, если перейти дорогу любимой машине, если перейти дорогу Кристине. Ведь это не просто ретро-автомобиль, это порождение зла. Это машина смерти... "Кристина" написана в духе кинговской классики. Здесь мистика с изяществом переплетается с действительностью. В детской литературе тоже можно найти произведения, где не последнюю роль играет транспорт. Например рассказ Николая Носова «Автомобиль» переносит нас в довоенную Москву (так как он написан 1939 году). Рассказчик (Коля) и его друг Мишка дворовые ребята которым очень хочется покататься на автомобиле, но их никто не катает. Во двор приезжает автомобиль, водитель уходит по своим делам. Мишка и Коля долго спорят о названиях различных деталей автомобиля и о его марке. Мишке приходит в голову идея покататься на нем, усевшись на бампер. Мальчишки садятся на бампер и водитель, не замечая их, едет по городу. Ребятам становится очень страшно, и Мишка пытается спрыгнуть на ходу, но Коля удерживает его, так как за их машиной едет другой автомобиль, который может сбить Мишку. Мишка расцарапывает себе живот и колени, рвет брюки. Прохожие подают знаки водителю, и его останавливает милиционер. Пока милиционер и водитель выясняют ситуацию, Мишка и Коля убегают домой. Почувствовав вину и то, что водителя могут наказать, они пишут письмо в милицию, оправдывая в нем водителя. Рассказ содержит в себе основную мысль о том что никогда не надо совершать необдуманных и опрометчивых поступков, не следует подставлять кого-либо и делать виноватого невиновным. Следует всегда отвечать за свои поступки и признавать свою вину. Конечно, можно сказать что транспорт задействован в любом художественном произведении, потому что все виды транспорта давно вошли в жизнь человека. Ведь люди с древности мечтали о быстром передвижении и наверное поэтому ещё в сказках существовали волшебные ковры-самолёты, переносившие героев в разные концы земли. А мы остановились на известных произведениях, где роль транспорта наиболее ярко выражена.

Просмотров: 1846 | Добавил: biblio | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа
Уважаемые читатели!
Текст сообщения *:

Квест к 100 - летию Становлянской ЛОСС "Таинственными тропами родной Мещёрки"
Информация
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0